МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН КИЕВСКИЙ.

Марина Попова


 

№3. 2015


 

 Труды митрополита Иллариона.


 

 

МОЛИТВА.

Разговор с Богом – это молитва. Как Господь учит нас обращаться к Нему и общаться с Ним? «Не бойся, малое стадо!» Не бойся, потому что наш Отец Небесный  благоволил уже дать нам Царство; не бойся, потому что Господь уже положил за нас Жизнь Свою; не бойся, потому что Господь уже сказал: «Я возлюбил вас». Мы – народ Бога. И потому просим Его и молим: изгладь все прегрешения наши. Исправь нас! «Мы – народ Твой и Тебя ищем, к Тебе припадаем»… Если Господь станет считать все грехи – то кто из людей спасётся? Пыль буре не противостоит! Но мы просим милости. Не потому что безгрешны. А потому что – Твои!        Мы страшимся, чтобы Ты не поступил с нами – как с Иерусалимом. Но прояви терпение… и даже долготерпение, Боже! Ведь мы – часть достояния Твоего. Но главное – не воздеваем мы руки к богу чужому, не следуем ложному пророку, не держимся еретических учений… Но призываем Бога истинного, живущего на небесех. Ему молимся и призываем: прости нас! Дыхание наше в воле Твоей!

Оскудела преподобными земля. Увы нам! Но чтобы не отпали слабые в вере, мы, заботясь о них, просим: в меру наказывай, но безмерно милуй! В меру уязвляй, но милостиво исцеляй! В меру ввергай в скорбь, но вскоре утешай. Потому что наше естество не может долго сносить гнев Твой – как солома огня.

Мы говорим, мы – Твои. Ты же — «Господь наш и Бог наш». И поскольку мы свои Тебе – просим Тебя дерзновенно… чтобы Ты нас спас. Врагов усмири. Мир утверди. Пригрози соседям, голод утоли. Владык наших соделай такими, чтобы были они угрозой соседям, богатых умудри, города и сёла умножь и насели, церкви возрасти,  достояние Твое – мужей, жен с детьми – спаси. Всех возрадуй как душевной, так и телесной радостью. Всех помилуй. Помоги тем, кто в затруднениях – в рабстве, в темнице, в жажде и наготе.

Мы же исповедуем Троицу, владычествующую всем ангельским и человеческим родом, и в радости и веселии славим Тебя!

 

ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ.

«Исповедание веры» митрополит Иларион начинает с Символа веры, который он приводит в своём произведении полностью. Мы имеем возможность прочесть Символ веры так, как читался он нашими предками. В нём есть отличия от современного Символа веры. Отличия появились в эпоху раскола. Этим древним Символом веры молились равноапостольный князь Владимир, святые Борис и Глеб, митрополит Иларион, игумен земли Русской преподобный Сергий, Александр Невский и Дмитрий Донской, иконописец Андрей Рублёв…

Древние слова молитвы  — как родниковая вода… Не «единородного», но «единочаднаго».  Кто есть чадо? Ребёнок ли? И кто есть ребёнок? Чадо – это ребёнок или нет? Строго говоря, слово «ребёнок» — это, на образном языке Илариона, — сын Агари-рабыни. Здесь один древний корень. Чадо же – это чудо. Слово «чадо» писалось через носовой звук, распавшийся на боле простые звуки. Так что чадо – это не маленький раб («рабёнок» — до сих пор можно услышать в просторечии), чадо – чудо, Божья жизнь. На ребёнка родители, порою, смотрят, как на часть себя: мой! А чадо – дано Богом и принадлежит Ему. Оно лишь вверено родителям для сбережения. Чадо – равное, «свободное от свободной».   Слово «единородный» — подчёркивает: от одного рода.  Но слово «единочадное» несёт в себе больше тепла,  чудесной тайны и указывает на единичность: чадо в данном случае — одно.

«Рождена, а не сотворена» — противопоставительный союз «а» подчёркивает единородность Отца и Сына. Такое противопоставление в языке используется, чтобы усилить внимание говорящих и слушающих.

«Нас ради человек и за наше спасение»… Потом скажут «нашего ради спасения».  Предлог «за» так же усиливает наше внимание: да! именно так: за меня, за нас пострадал Господь, за нашу жизнь. Помните, христиане!

«Воплотившегося от Духа Свята и Марии Девице вочеловечшася»… Не было второго союза «и». Бог мог воплотиться только от Бога, от Духа Свята. Но жил Господь на земле – равный Матери и нам. Соединились неслитно, однако ж нераздельно Божество и человеческое.

«Страстьна и погребенна»… Претерпевшего страсти.

«Его же Царствию несть конца». Глагол «не будет» — это глагол будущего времени. Когда-то не будет. Древняя форма «несть» означает всегда  — сейчас, раньше, потом… Всегда так.

«И в Духа Святаго, Господа истиннаго, животворящего, исходящего от Отца, иже с Отцем и Сыном сопокланяем и сославим…» Потом слово «истиннаго» будет выпущено.

После текста молитвы «Символ веры» митрополит Иларион ещё раз напоминает и объясняет: мы веруем в Троицу – единого Бога. «Едино бо Божество в Троици, едино господьство, едино царство…»

Сошёл Господь на землю спасти род человеческий, но от Отца не отлучился. И жертва принималась всей Пресвятой Троицей.

Митрополит уверяет каждого из своих чад: пострадал Христос ради кого? — Ради меня! Ради каждого из нас. Каждый православный вправе сказать: ради меня Господь принёс Себя в жертву. Почему? Потому что Бог  меня любит! Да, всех… Но и именно меня, грешного, тоже любит Бог. Вера Иларионовой Руси – тёплая, светлая, радостная, имеющая большую надежду. Мне только надо стараться не отпасть от Бога. А Господь уже меня любит. Именно потому – вижу Бога Младенцем на лоне и веселюся; вижу распятым – и радуюсь. Современному человеку трудно понять мысль Илариона. Мы смотрим на Крест, вспоминаем Страсти Христовы и рыдаем. Нам страшно. Как можно радоваться? Не иудеи же мы! Но здесь иная радость. Господь на Кресте – и мы знаем, что мы уже спасены. Господь на Кресте – и мы знаем, что Господь возлюбил нас, как чад Своих. И мы ему не «рабёнки», но дети, имеющие свободу от Бога и любовь от Бога. Господь нас любит до крестной смерти Своей. «Кто душу свою положит за други своя»… Он, Господь, сделал это первым. И сердце христианина исполняется радостью не от того, что терпит муки смертные Христос, но от того, что Бог нас любит. И потому мы не прячем, как иудеи, воскресение Христово. Мы проповедуем его. И воздеваем руки к Воскресшему Богу. И поклоняемся Ему в любви. И радуемся, что смерть бессильна и несть победы адовой ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем тем более.

«Тако верую и не постыжуся». И ради Господа душу тако же положу и исповедую пред народами. Бог «строит о мне выше силы моея». То, что непосильно нам по слабости человеческой – даст нам Бог. Так апостолы:  боялись иудеев, прятались и плакали… Пока не сошёл на них Дух Святой. И ничего уже боле никому из них не было страшно: что умирать – со Христом, что жить – со Христом. «Верую и не постыжуся!… Аминь!»

Читателей — (52)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *