Пусть горит свеча!

Вот и пришёл первый, пусть невеликий, юбилей  –

5 лет.

День рождения нашего журнала – 27 апреля 2008 года.

Это была Светлая Пасха.

Как всегда воскресная школа: учителя, дети и  родители – собрались  на праздник: ежегодно воскресная школа перезвоном колоколов возвещает об открытии Звонильной недели. И родители вспомнили: много лет назад ученики двух средних школ города издавали литературный журнал. Авторами были дети и их взрослые друзья, среди которых —  профессор математики из Новосибирского Академгородка Юрий Иванович Мерзляков, литературный критик Владимир Юдин, хирург Фёдор Углов, исполнительница народных песен и сказительница Елена Сапогова, учителя из Екатеринбурга и Челябинска… Журнал в смутные годы «перестройки» не выжил. Почему бы теперь не открыть при воскресной школе имени Царственных мучеников такой же журнал? Разве  мало у нас в городе и районе талантливых детей и взрослых?

Так  родители положили начало нашего приходского журнала… Надо сказать, что и сами они, будучи детьми, посещали нашу воскресную школу. Всей воскресной школой мы непреложно через воскресенье соборно читали стихотворный акафист Дивеевской иконе Матери Божьей (автор Сергий Старгородский) и за каждый Божий дар так же соборно читали благодарственный акафист «Слава Богу за всё» митрополита Трифона. Эти два акафиста и вдохновили наших прихожан помочь талантливым людям прихода, а так же нашим друзьям из других православных церквей, не зарывать таланты в землю: зажигая свечу, не прятать её под спудом.

Этот юбилейный выпуск журнала  мы намеренно не стали перегружать катехизаторским материалом, но сделали его творческим. И особенно радует, что среди авторов – поэтов и прозаиков – много детей и подростков. Русский национальный характер  – характер творческий. Проезжая по русским деревням и казачьим хуторам и станицам, видишь: любая вещь являлась индивидуальным творческим шедевром: от полотенца для утирания рук до конька на крыше. Если мы утеряем эту национальную черту – ни дня без творчества – мы просто утеряем свой национальный характер. В советское время педагог В. А. Сухомлинский  на опыте своей школы разработал интересную и необходимую программу творческого и интеллектуального развития детей. Уровень знаний учителей и учеников этой школы просто несопоставим с нынешней школьной жизнью. Сравните сами! Вот небольшой перечень учебных дел Павлышевской средней школы, учениками которой были обыкновенные сельские дети безо всякого отбора, ограничений и сортировки на «хороших» и «плохих»: вручную изготовлена действующая модель тепловой электростанции, действующая модель токарного станка, создана безгенераторная установка превращения химической энергии в электрическую, испытывались новые сорта зерновых и 20 сортов винограда… А основной базой для всей этой научной и творческой работы служили…ежедневные сочинения-миниатюры о природе из 5-10 строк. Эта идея Василия Александровича Сухомлинского была испытана мною на практике. Результат был один: дети вначале не хотели писать и мучились даже над парой строк, потом у них начинали получаться стихи и рассказы на «детском» уровне, а через год кропотливой работы их авторские труды уже ни в чём не уступали взрослым. Возраст  не играл никакой роли. Если же ребёнок так и не начинал писать, у него вдруг открывался какой-то другой талант. Иначе и быть не могло: отныне звучащая в душе творческая струнка искала своего проявления — если не в литературе, то в чём-то ином. Тогда нам, нескольким учителям, пришлось отвоёвывать существование системы «сочинений по-Сухомлинскому». Основой этой системы являлось отсутствие страха у ребёнка перед красной пастой и «опять двойкой». А для этого нужно было ставить только одну оценку – за содержание сочинения, не учитывая грамматические ошибки. Дети переставали бояться и начинали писать очень интересно. Однако нам, учителям, казалось, что вот-вот над нашими головами прозвучит: «по закону революционного времени – расстрел!» Спустя 24 года я  узнала, что в школе теперь рекомендуется ставить  оценки только за за содержание, не учитывая грамотность… но, увы, не за собственное сочинение, а за пересказ  чужого – за изложение… Что, конечно, является огромным минусом, сводящим на нет весь творческий процесс. А сочинения, напротив, собираются упразднить.

И всё же, наши дети пишут, живут творческой жизнью.. Пишут и взрослые… В этом номере вы прочитаете стихи поэта из села Красногвардейского – Анатолия Андреевича Шипулина. Один из авторов нашего журнала сказал, что русскому человеку полагается низко поклониться Анатолию Андреевичу за его стихотворение «Русский снег» (его мы печатали ранее). И я с этим согласна. Прочитаете стихи Вологодской поэтессы и композитора Надежды Валентиновны Бурдыковой, прихожанки Свято-Андреевского храма города Вологды.  А может быть, возродите не такую уж давнюю традицию – семейно споёте песни безвременно ушедшей из земной жизни Татьяны Ивановны Стеценко, которая ещё совсем недавно причащалась в нашем храме из одной для всех нас Чаши … И как всегда в нашей воскресной школе, мы, коллектив учителей и редакция журнала, просим родителей: помогите вашим детям найти себя! Неталантливых, безо всякой творческой жилки детей нет! Каждому, каждому человеку Бог дал талант! Так пусть же свеча, дарованная вашим, нашим деткам от Господа, горит на подсвечнике и освещает нашу с вами жизнь.

Читателей — (30)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *