Русин Ларион, митрополит Киевский. Часть 2


Марина Попова


№2 2015


СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ.

151Кто есть народ? До митрополита Илариона мыслили: народ – это частица земли. Не станет народа – обратится в землю, яко прах есть. И не будет народа. Но земля, творение Божье, останется. Земля не умирает, пока не будет на то Божьей воли. Без Бога земля не знает смерти. А живущий на ней народ – сам станет землёю, умножив её. Никакого другого пути у человека нет. Потому и говорили встарь: не народ русский, но земля Русская.

И вот впервые звучит Слово о человеке: слово о нашем «языке» (народе) русском, сказанное митрополитом Иларионом на Кириопасху. Каков же это человек? Это человек, обновлённый святым благодатным Крещением, совлёкший с себя одежды ветхия. Крещёный человек – не в землю идёт, но к небу. Крещёный человек смерти не знает. Крещёные люди — народ Божий. «Вера во все народы простёрлась, в том числе и до нашего народа русского». Бог не оставил до конца Своё творение. Люди, потерявшие Бога, невольно становились бесослужителями. Иисус Христос пришёл, чтобы все народы спасти Евангелием и Крещением, «вводя их в обновление пакибытия, в жизнь вечную». Паки – ещё раз. То есть Крещение нам даёт возможность войти в ещё одну жизнь. И эта жизнь – бессмертна. Крещение делает нас для Господа Своими.

Ни вестника, ни пророка прислал Господь, но пришёл Сам. «Ни приведением пришёл на землю (то есть не бесплотно), но истинно, пострадал плотию… и не чуть-чуть, а до смерти. И вошёл во ад после смерти, яко Бог живым и мертвым. И нет у Бога мёртвых, но все живы и нужны Ему. Иларион говорит не «благодать», но «благодеть», то есть через благое дело, благое деяние. Благодать не просто даётся, но исходит через какое-то дело. Если ничего не делать – благодать не появится. Господь делал. И нам нужно. Начальное дело – это крещение, которое «препущает в жизнь вечную».

Персказывать то, что уже сказано – грех словоохотия и дерзость. Потому Иларион не будет в Слове своём повторять ни Евангельских событий, ни слова пророков. Да и нет нужды! Ведь митрополит обращается к народу русскому! А кто он, этот народ? «Не к несведущим пишем, но к тем, кто много насытился сладости книжной», к народу грамотному и читающему. А кроме того народ русский – не враг Божий, но народ наш – сыны Божьи. Народ наш – не странник, но наследник Божьего царства, как всякий сын Божий. И на такую высоту вознесло народ Крещение.

Далее митрополит сравнивает Агарь и Сару. Авраам имел жену Сару и рабыню Агарь. Но от Сары не было у него детей. Сара не была неплодной. Но была заключена Господом до своей старости. Для чего это было угодно Господу – Иларион не пытается рассуждать и высказывать своё человеческое мнение. Так было нужно Богу. Видя страдания Авраама, Сара сама предложила мужу: роди от Агари. Агарь родила Измаила. А Сара и Авраам продолжали жить и молиться Богу. Супружеская плотская жизнь почиталась. И даже в преклонных годах она была не осуждаема, но напротив – считалась знаком преданности супругов друг ко другу. Что Бог дал – того человек не нарушает, то человек бережёт. И вот Бог избавил Сару от заключения и Сара родила сына: свободная – свободного. Ребёнок от законного супружества – не раб, но наследник. Но увидела Сара однажды, как Измаил обижает Исаака, который пытался играть с единокровным братом. Возскорбело материнское сердце и Сара попросила мужа отослать Измаила – сын рабыни так и останется рабом. И вот здесь Иларион митрополит проводит параллель с иудейством. Не было Бога рядом с людьми, народы потерялись во мраке. И дал Господь, видя их страдание, закон – дабы знали, как жить — Моисею дал скрижали с заповедями. И жил народ в иудействе, оправдываясь законом. Но скрижали – это Измаил, сын рабыни. Сын рабыни никогда не будет иметь истинной свободы. И вот пришёл на землю Христос и связал в земной пещерке воедино всё своё творение: ангелы стояли рядом с людьми, и было у них общее веселье, ибо Христос пришёл в мир. Так возрадовалась Сара, родив сына. Родила – свободная свободного. Так пришло христианство – благодать, а не закон. Закон лишает человека свободы. Но свобода – ценнейший дар Бога человеку. Господь не принуждает нас любить Его. Но мы Его любим свободно. И через эту благодать любви, выражающуюся в крещении, мы становимся сыновьями и дочерями Богу и наследуем Его Царство. И вот стал закон обижать благодать. В Иерусалиме в православные храмы не принимали на служение необрезанных священников. И тем попирали благодать, ибо считали, что приверженность к старому закону сама по себе обеспечивает право быть рядом с Богом. А вот христианство – такого право, якобы, не даёт. И были из-за того в церкви распри. И возопили народы к Богу, как мать Сара к мужу: «Изгони иудейство и с законом расточи по странам», И отогнана бысть Агарь с сыном своим – отогнаны были иудеи и расточены по всем странам. Законом можно оправдаться, но не спастись. «Христиане же истиною не оправдываются, но спасаются». «Христова благодать всю землю объяла и как вода морская покрыла её».

Кого Господь ищет? Господь ищет не поклоняющихся Ему по закону, но поклоняющихся Ему по любви. Бог ищет любящих Его. Бог ищет тех, кто хочет стать Ему Своими. И «по всей земле уже славится Святая Троица и покаяние приемлет от всей твари». Через святое крещение мы вторично рождаемся и, будучи плотскими, становимся бессмертными. Бог через крещение и святое Причастие делает нас, людей, Своими. Любовь – дневное солнце, в лучах которого гаснет сила закона. Иудейство есть те самые ветхие мехи, которые не вместили в себя нового вина. Новые мехи, в которое влито новое вино – это христианство и другие народы. Иудейство же просто не могло вместить в себя христианство. В этих ветхих мехах вино пролилось бы и погибло. И вот дошла роса благодатная и до русского народа. Здесь значимость именно народа, а не земли. Что есть земля? Земля всего лишь создана для человека. Самая большая ценность у Бога – человек, народ. Это Его Божьи дети. «Мы со всеми славим Пресвятую Троицу, а Иудея молчит». Мы не безнадежные, но уповающие на жизнь вечную. Мы уже не заколаем бесам друг друга. У Христа ценен каждый человек. Человек и человеческая жизнь дороже любого золота. Убивать друг друга, убивать себя, убивать нерождённых детей – самые страшные преступления, ибо у Господа жизнь человека – дороже всего. Бесы — ценят человеческую жизнь дёшево. Потому бесы любят устраивать войны. Господь Сам умер на кресте, чтобы нам даровать жизнь. И на этот дар Божий – жизнь – никто не в праве покушаться.

Человек крестился. И важно, чтобы и далее по жизни он мог сказать: «Господь Бог наш еси Ты». А Бог нам ответит: «Людие мои вы». Иудеи противопоставили себя Богу и отвергли Его. Так чужие стали своими, а свои стали врагами. Но наше ли дело осуждать иудеев? Это их жизнь, но не наша. Потому нам, русинам, нужно «не иудейство хулить, но христианство благословлять». Вот наше дело. Потому не стоит переводить столько бумаги, обличая и ругая иудеев. Они уже сами себя от Христа отторгли. Что ещё нужно нам доказывать? Мы «не прободаем ребр, но от них пьём». Кто-то взял 30 серебряников на Боге, а мы всю жизнь свою Ему готовы отдать. Наша жизнь и для нас, и для Бога – наивысшая ценность. И вот самое дорогое: жизнь — христиане готовы отдать Богу. «Мы не неверуем, но как Пётр к Нему глаголем: «Ты еси Христос, Сын Бога живаго»; с Фомою: «Господь наш и Бог еси Ты»; с разбойником: «Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем». И мы молим Бога ещё и ещё поспешить и направить нас на путь заповедей Его.

Кто принёс русскому народу сию благодатную жизнь? Князь Владимир. Он «уразумел суету идольской лести». Он взыскал единого Бога, сотворившего всю тварь видимую и невидимую. Те, кто жили со Христом и видели, как исцелял Он больных и воскрешал мёртвых – не поверили Богу и сделали себя Ему врагами. Князь Владимир не жил ни с апостолами, ни с пророками, не видел воскрешённого Лазаря, но сумел поверить сердцем. Крестился и вышел от купели «белообразуяся». И сын Владимира Ярослав – Георгий незаконченное отцом закончил: создал на Руси самостоятельную от греков митрополию.

Кто обратит ко крещению хотя одного человека – тому много грехов простится. Потому что крещение сохраняет человеку жизнь и спасает от смерти. А Богу, как уже говорилось, дорога жизнь каждого рождённого человека. Князю Владимиру за крещение Руси Господь не только дал место во Царствии Небесном, но почтил Владимира другим бесценным даром: сыном достойным. «Посмотри на чадо свое…посмотри на возлюбленного твоего, посмотри на того, что Господь извёл из чресл твоих… и возрадуйся и возвеселись!» И жену сыну дал Господь достойную, сноху Владимиру. И внуков Господь дал Владимиру в награду, ибо «семена веры, тобою посеянные, не изсушены зноем неверия, но орошенные дождём Божия поспешения принесли многообильные плоды».

И мы, говорит от лица своих современников митрополит Иларион, просим Владимира: «помолись о земле твоей!» К той молитве присоединимся и мы с вами!

Читателей — (17)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *